Как производится взыскание налога с организации

Взыскание задолженности по налогам в 2019 — порядок, пресекательный срок

Как производится взыскание налога с организации

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей  Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Про задолженность по налогам читайте здесь.

Как узнать задолженность по налогам ИП узнайте тут.

Источник: http://finbox.ru/vzyskanie-zadolzhennosti-po-nalogam/

Порядок взыскания задолженности по налогам за счет имущества компании

Как производится взыскание налога с организации
Если организация не может погасить долги по налогам деньгами, инспекторы могут их взыскать за счет ее имущества.

Что это за имущество и какова процедура взыскания?

Взыскать задолженность по налогам за счет имущества организации или индивидуаль­ного предпринимателя ИФНС может толь­ко при определенных ситуациях, ряд ко­торых четко регламентируется законода­тельством. Они так или иначе связаны с нехваткой денежных средств у налого­плательщика.

Так, взыскание за счет имущества может ожидать фирму, если: – на ее счетах нет денежных средств или они есть, но их недостаточно; – налогоплательщик не располагает элек­тронными деньгами или располагает, но их у него не хватает; – у инспекторов отсутствует информация о банковских счетах или о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денег.

Именно в этих ситуациях налоговики могут обратить взыскание налога на иму­щество. Но только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Разумеется, за минусом тех сумм, которые уже были взысканы со счетов и в виде электронных денег, если такое взыскание проводилось.

Внимание

Требование об уплате налога должно быть исполнено фирмой в течение восьми дней с даты его получе­ния. Исключение составляют случаи, когда инспекторы в требовании прописывают более длительные сроки.

Отметим, что в отношении налога на прибыль организаций по консолидирован­ной группе налогоплательщиков ИФНС России вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников группы. «Зеленым светом» для взы­скания в данном случае будет нехватка или полное отсутствие денег на счетах в банках всех участников группы или отсутствие информации о счетах.

Все по очереди

Взыскание налога за счет имущества произ­водится не абы как, а последовательно.

Порядок такой.

Сначала инспекторы пытаются заполу­чить надлежащую сумму налога за счет на­личных денег и денежных средств в банках, на которые еще не было обращено взыска­ние. Затем в качестве источника пополне­ния бюджета поочередно выступают:

Предпринимателям бухгалтер больше не нужен!
Автоматизированная система по сдаче отчетности, расчету налогов и зарплаты, выставлению счетов и актов.

1-я очередь: имущество, не участвующее непосредственно в производстве. Это, в част­ности, ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна, служеб­ные помещения;

2-я очередь: готовая продукция или това­ры, а также иные материальные ценности, не участвующие или не предназначенные для непосредственного участия в произ­водстве;

3-я очередь: сырье и материалы, предна­значенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудова­ние, здания, сооружения и другие основные средства;

4-я очередь: имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имуще­ство. Конечно, если для обеспечения испол­нения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны не­действительными;

5-я очередь: другое имущество. Исключе­ние – вещи, предназначенные для повсе­дневного личного пользования индивиду­альным предпринимателем или членами его семьи, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Процедура взыскания

Само взыскание проходит по определенной процедуре.

Сначала издается решение о взыскании налога за счет имущества. Принимает та­кое решение руководитель ИФНС или его заместитель.

Сделать это он может в тече­ние одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

А в течение трех дней с момента вынесе­ния такого решения указанное лицо на­правляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для ис­полнения.

Формы решения и постановления о взы­скании налогов за счет имущества утверж­дены приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/293@.

Если решение о взыскании налога за счет имущества принято после истечения одно­го года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, оно считает­ся недействительным и исполнению не под­лежит.

Однако в таких ситуациях инспек­торы все еще могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в тече­ние двух лет со дня истечения срока испол­нения требования об уплате налога.

Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восста­новлен судом.

Для взыскания задолженности приставу отводится двухмесячный срок. Отсчет на­чинается со дня, когда к приставу посту­пило постановление из ИФНС (п. 4 ст. 47 НК РФ).

В трехдневный срок с этого мо­мента пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При этом копия названного постановления обяза­тельно должна быть направлена задолжав­шему налогоплательщику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, вы­давшим исполнительный документ. Про­изойти это должно не позднее дня, следу­ющего за днем вынесения указанного по­становления.

Таким образом, о том, что на имуще­ство обращено взыскание, компания мо­жет узнать только от судебного пристава-исполнителя.

Следует иметь в виду, что обязанность ИФНС по доведению до сведения налого­плательщика решения о взыскании на­лога за счет денежных средств в банках, а также за счет его электронных денег установлена Налоговым кодексом. Значит, при недостаточности или отсутствии де­нег на счетах или в электронном виде фирме уже нужно готовиться к получе­нию уведомления от судебного пристава-исполнителя.

Пристав уполномочен… не действовать

Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполни­тель может по нескольким причинам. На­зовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного доку­мента;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным до­кументам;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.

Поскольку постановление о взыскании налога выписывается по четко регламенти­рованной форме, в нем должны быть при­ведены обязательные реквизиты.

Зачем все это знать налогоплательщику? Все очень просто. Если какой-либо из обя­зательных элементов в постановлении от­сутствует, оно признается не соответст­вующим требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. И поэтому судебный пристав-исполнитель, как уже говорилось выше, может отказать налого­вой инспекции в возбуждении исполни­тельного производства.

Итак, какие же требования выдвигаются к постановлению?

Во-первых, в нем должны быть прописа­ны фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Во-вторых, должны быть указаны дата принятия и номер решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества.

В-третьих, наименование и адрес налого­плательщика-организации либо фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства индивиду­ального предпринимателя, на чье имуще­ство обращается взыскание.

В-четвертых, постановление должно со­держать резолютивную часть. Именно здесь отражаются требования налоговиков.

В-пятых, должна быть прописана дата вступления в силу решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества налого­плательщика.

И, наконец, в-шестых, в постановлении обязательно должна быть указана дата его выдачи.

Постановление о взыскании налога под­писывается руководителем ИФНС или же его заместителем, после чего заверяется гербовой печатью инспекции.

Инициатива наказуема?

Для должника предусмотрена возможность исполнить требование о погашении за­долженности по налогам добровольно. Так, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавли­вает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнитель­ном документе требований.

Внимание

Взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, то есть в том размере, который необходим для исполнения требований. Кроме того, у должника взыскиваются расходы на совершение исполнительных действий и исполнительский сбор, наложенный судебным приставом-исполнителем.

Вместе с этим пристав должен преду­предить задолжавшую налоговые плате­жи фирму (или ИП) о последствиях неис­полнения им в добровольном порядке требований ИФНС в установленные сроки. А именно, о принудительном исполне­нии требований налоговиков и взыска­нии исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных дей­ствий.

Обычно срок для добровольного испол­нения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного произ­водства. Если этот документ предъявлен к исполнению по истечении времени, ука­занного в нем, то устанавливаемый период для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Если налоговый должник погасит долги перед государством добровольно, исполни­тельное производство завершается.

В остальных случаях исполнительное производство оканчивается либо при про­даже взысканного имущества и погашении за счет вырученных средств задолженно­сти, либо при признании судом должника несостоятельным (банкротом).

Интересно, что должностные лица нало­говых органов не вправе приобретать иму­щество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыска­нии налога за счет его имущества.

Под ударом имущественные права

В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено не только на имущество, но и на имущественные права, принадлежащие должнику. Какие права попадают под удар:

– право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обяза­тельство перед ним как кредитором (то есть к дебитору). Здесь же – право требо­вания по оплате фактически поставлен­ных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим, т. е. дебиторка;

  • право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;
  • право на аренду недвижимого имуще­ства; – исключительное право на результат ин­теллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
  • право требования по договорам об от­чуждении и использовании исключи­тельного права на результат интеллекту­альной деятельности и средство индиви­дуализации;
  • принадлежащее лицензиату право ис­пользования результата интеллектуаль­ной деятельности и средства индивидуа­лизации;
  • иные принадлежащие должнику имуще­ственные права.

При взыскании дебиторки есть два вари­анта развития событий: либо путем пога­шения дебитором своей задолженности, либо путем продажи дебиторки с торгов. Последний вариант актуален при отсут­ствии согласия взыскателя или неуплате дебитором задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Однако взыскивать дебиторскую задол­женность можно далеко не во всех случаях.

Так, в частности, данный способ пога­шения задолженности перед бюджетом не применим, когда:

  • срок исковой давности для ее взыскания истек;
  • дебитор находится в иностранном госу­дарстве, с которым у России не заключен договор о правовой помощи;
  • дебитор находится в процессе ликвида­ции;
  • дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исклю­чен из ЕГРЮЛ;
  • в отношении дебитора введена процеду­ра банкротства.

Если же взыскание все-таки может быть произведено, судебный пристав-исполни­тель выносит постановление. Указанный документ не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется деби­тору и сторонам исполнительного произ­водства.

В постановлении указывается обязан­ность и порядок внесения денег дебитором на депозитный счет подразделения судеб­ных приставов, а также запрет должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолжен­ность.

Как только дебитор получит от пристава постановление, он должен незамедлительно информировать пристава и должника о по­гашении задолженности, то есть о перечис­лении на счет подразделения судебных при­ставов необходимой суммы.

Источник: https://delovoymir.biz/poryadok-vzyskaniya-zadolzhennosti-po-nalogam-za-schet-imuschestva-kompanii.html

Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

Как производится взыскание налога с организации
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

Не выполняя обязательства, плательщики нарушают нормы.

Обязанность уплаты сборов и налогов полностью ложится на плечи начальника организации, индивидуального предпринимателя или же налогового агента, представляющего интересы организации. 

Под недоимкой в налоговом законодательстве понимается определенная задолженность физических или юридических лиц, ИП перед государственным бюджетом.

Образовывается такая задолженность в том случае, если плательщик (следует понимать в этом случае и физических, и юридических лиц, а так же ИП) вовремя не оплачивает установленные к нему налоги, сборы и платежи. В том числе и стразовые отчисления.

В случаях, если юридическое лицо или ИП, а также налоговый агент не уплачивают вовремя или уплачивают не в полной мере (не в полном объёме) налоги или сборы (с том числе и страховые сборы, возложенные на плательщика), то согласно статье 46 Налогового кодекса к ним могут быть применены принудительные меры по взысканию недоимок, числящимися за плательщиком.

При этом налоговому органу, который обнаружил недоимку, дается ровно три месяца на то, чтобы направить должнику уведомление с требованием выплаты. В случаях, когда размер недоимки составляет менее 500 рублей, то срок об отправке требования устанавливается на один календарный год.

Взыскание с банковских счетов производится исключительно на основе решения налогового органа, который обнаружил недоимку.

Данное решение направляется в банк, через который осуществляет финансовые операции плательщик. Форма направления может быть и электронной, и письменной. Как показывает практика, для взыскания недоимки с физических лиц чаще всего отправляются обе формы решения, а с юридических лиц и ИП – преимущественно в электронной.

Налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки в том случае, если после отправки требования об уплате задолженности плательщик на него не отреагировал и не уплатил в указанный срок долг.

Срок на вынесение решения установлен в размере двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании.

О решении юридическое лицо, ИП или налоговый агент уведомляются в течение 6 дней после вынесения.

Приостановка действия решения о списании средств со счетов должников

Существует несколько оснований для приостановки списания средств плательщика-должника в пользу государственного бюджета. Все они прописаны в статье 46 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • решение налогового органа, в который заинтересованным лицом (следует понимать, как налогоплательщика) было направлено заявление о приостановке;
  • решение вышестоящего налогового органа, которое уполномочено на контроль за работой подведомственных ему налоговых органов (например, областное Управление федеральной налоговой службы решает приостановить исполнение решения районной Федеральной налоговой службы);
  • постановление об аресте счетов, которое направляется судебными приставами, исполняющими решение суда.

Для того чтобы решение о взыскании средств со счетов плательщиков-должников перестало действовать, в банки, осуществляющие операции по счетам таких клиентов, должно быть направлено одно из вышеперечисленных решений.

В противном случае в рамках налогового законодательства со счетов плательщиков будут удержаны те суммы, которые полностью или частично покрывают задолженности, а затем переданы в государственный бюджет в качестве оплаты по недоимке.

Решение об отзыве средств со счетов плательщиков-должников

В рамках действия статьи 46 Налогового Кодекса налоговый орган может вынести решение об отзыве ранее отправленных решений в банк, которое подразумевает остановку списания средств в счет государственного бюджета со счетов налогоплательщиков. Для этого существует несколько оснований:

  • информация от банков о том, что на других счетах плательщиков-должников имеются суммы, которые покрывают или частично покрывают задолженности;
  • невозможность списания средств в счет бюджета по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством;
  • срок уплаты сборов или налогов, а так же пени и штрафов был изменен в рамках действия налогового законодательства;
  • уплата налогов и сборов за счет средств, которые ранее были излишне уплачены (следует понимать, как переплата по налогам и сборам, в том числе и страховым, со стороны плательщика, совершенная до образования недоимки);
  • уменьшение налоговой ставки и ставки по сборам, которые были изменены после отправки плательщиком-должником уточненной налоговой декларации.

Очередность при ликвидации юридического лица и очередность списания средств с банковского счета

Невозможность списания средств в счет бюджета со счетов юридических лиц может быть связана с процедурой ликвидации этого юридического лица или уже полученным статусом ликвидированной организации. При этом при ликвидации всегда действует определенный порядок списания средств со счетов организации.

Так, прежде всего списываются те суммы, которые необходимы для выплаты юридическим лицом компенсаций по причинению вреда здоровью или жизни гражданам, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность.

Во вторую очередь всегда списываются суммы, которые необходимы для выплаты пособий, заработных плат и прочих выплат по трудовому договору сотрудникам юридического лица.

И только в третью очередь – суммы, необходимые для выплаты задолженности по налогам и сборам, в том числе и по страховым сборам.

Если при ликвидации и выплате первоочередных задолженностей, остатка средств не хватает для уплаты недоимок, такие задолженности называются безнадежными.

Процедуры взыскания недоимок с должников

При неуплате должником средств, указанных в направленном ему требовании, процедура по принудительному взысканию недоимок состоит из нескольких этапов:

  • вынесение решения налоговым органом, которое в дальнейшем направляется в банк-держатель лицевых счетов должника (в том числе и электронных средств плательщика);
  • перечисление банком достаточной для уплаты задолженности средств (в том числе с валютных счетов плательщика) в государственный бюджет;
  • вынесение решения о взыскании задолженности путем продажи имущества должника, в случаях, если средств на всех его счетах недостаточно для уплаты недоимки.

В случаях если на рублевых счетах плательщика средств для уплаты недостаточно, налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании валютных средств с обменом по курсу банка.

При этом уплачивает все расходы, с которым связана конвертация валюты, именно налогоплательщик.

В случаях наличия электронных средств у должника, списание производится с электронных счетов на основании направленного в банк поручения от налогового лица.

Если средств у плательщика-должника на счетах недостаточно или нет вообще для оплаты задолженностей, налоговый орган вправе вынести решение о погашении недоимки в имущественной форме.

В случаях недостатка имущества для погашения задолженности, такая недоимка приобретает статус безнадежной. ИП вправе признать себя банкротом, а при недостаточности имущества для уплаты задолженности по налогам, сборам, страховым сборам, недоимка так же приобретает статус безнадежной для уплаты.

В случаях недостатка средств на лицевых счетах юридического лица, ИП, налогового агента налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании средств при их поступлении сроком не позднее одного рабочего дня.

Депозитные счета не могут быть подвержены процедуре взыскания средств, однако налоговый орган вправе вынести и передать банку решение о списании необходимых для уплаты недоимок средств при закрытии депозитного счета или истечение срока его действия.

Все формы решений, постановлений и обращений налоговыми органами к плательщикам и банкам утверждены налоговым законодательством, не могут быть составлены с нарушением норм, направляются в строго установленный законом срок, если таковой присутствует.

Особенности применения законодательства в отношении должников-участников консолидированной группы плательщиков

В случаях если должником по уплате налогов, сборов, страховых сборов является консолидированная группа участников, то налоговый орган вправе, при недостатке средств на счетах участников, вынести решение об уплате недоимки за счет имущества одного или нескольких участников группы.

При этом приоритетным для взыскания будет имущество ответственного и уполномоченного за ведение налоговой отчетности лица, равно как и в случаях списания средств в пользу государственного бюджета.

То есть налоговый орган при вынесении решения о принудительном взыскании задолженности по сборам и налогам с консолидированной группы плательщиков подразумевает, что счет уполномоченной организации является приоритетным для списания недоимки.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/vzyskanie-naloga-sbora-shtrafa-za-schet-denezhnyh-sredstv-na-schetah-nalogoplatelshhika-organizacii-ip-ili-nalogovogo-agenta-organizacii.html

Взыскание налоговой недоимки с юридических лиц

Как производится взыскание налога с организации

Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установленный срок (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Также недоимкой может признаваться  и излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговые инспекторы выявили в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки.

Недоимка формируются со следующего дня после просрочки.

Не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (ст. 69 НК РФ), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате недоимки по налогам и начисленным штрафным санкциям должно содержать следующие обязательные требования:

  • размер недоимки;
  • сроки погашения недоимки;
  • сумму пеней, начисленных на сумму недоимки;
  • меры по взысканию недоимки.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения.

Этот этап применяется и в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяется на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Обращение взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный в требовании срок, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов организации или ИП.

Решение о взыскании принимается не позднее 2-х месяцев после истечения указанного в требовании срока.

Поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета организации или ИП, в течение 1-го месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Операции по счетам в банке приостанавливаются для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Такое решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Данный этап применяется также, при взыскании пеней, сборов и штрафов, в случаях предусмотренных НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества организации или ИП

При недостатке или отсутствии денег на счетах организации или ИП, или при отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 1-го года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества организации или ИП производится путем направления постановления судебному приставу-исполнителю в течение 3-х дней с момента вынесения решения.

В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога применяется арест имущества.

Данный этап применяется также, при взыскании сборов, пеней и штрафов, в случаях предусмотренных НК РФ.

Обращение  в суд с целью возбуждения процедуры банкротства

В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, налоговый орган вправе обратиться в суд с целью возбуждения процедуры банкротства.

Признаком банкротства является неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ). Условием возбуждения в арбитражном суде производства по делу о банкротстве является соблюдение суммы требований, которые должны в совокупности составлять:

  • к должнику – юридическому лицу не менее 100 тыс. руб.;
  • к должнику – гражданину не менее 10 тыс. руб.

Общий срок взыскания налоговой недоимки с юридических лиц

НК РФ предусмотрен минимальный срок для взыскания задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафным санкциям после фактического получения налогоплательщиком требования от налогового органа. Это 8 рабочих дней и более. При этом максимальный срок законом на сегодня не установлен.

В ходе налоговой проверки при выявлении недоимки по налогам, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате выявленной недоимки в течение 20-ти рабочих дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки.

Если же недоимка была выявлена вне рамок мероприятий налогового контроля, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (в том числе задолженность по пеням и штрафам):

  • при задолженности в 500 руб. и более – требование направляется в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее 500 руб. – в течение одного года со дня выявления недоимки.

Признание недоимки безнадежной

Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.

Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:

  1. ликвидации юридического лица;
  2. признания юридического лица банкротом;
  3. наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
  4. вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Срок исковой давности по недоимкам юридических лиц

  1. Срок давности НК РФ не установлен, в то время как сроки, предусмотренные ГК РФ к налоговым недоимкам не применимы.
  2. Срок взыскания недоимки в судебном порядке налоговым законодательством установлены и составляет 3 года.
  3. Само взыскание происходит в течение 9-ти месяцев в среднем, с момента обращения организации в суд и 2 года, в случае взыскания налоговой недоимки за счет изъятия имущества.
  4. Взыскание недоимки по налогам через суд довольно длительный процесс, но если у налогоплательщика образовалась задолженность перед бюджетом (налоговые органы, пенсионный фонд, страховые компании), то судебный процесс, как правило, происходит намного быстрее.

    В судебном порядке взыскиваются недоимки с компаний, у которых:

  • размер задолженности по налогам свыше 5 млн. руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • произошла переквалификация сделки, статуса или характера деятельности компании (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • проведена проверка правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Материал подготовлен в рамках проекта ТПП РФ «Навигатор успеха»​

Последнее изменение Пятница, 27 июля 2018

Источник: https://smolenskcci.ru/category/item/974-collection-of-tax-arrears-from-legal-entities

Взыскание налога с организаций производится в судебном порядке

Как производится взыскание налога с организации

Таким образом, взыскание по ст. 46 НК РФ опосредуют такие документы, принимаемые налоговым органом, как решение о взыскании (направляется налогоплательщику) и инкассовое поручение (направляется в банк для списания денежных средств со счета налогоплательщика).

Информацией о счетах организации (индивидуального предпринимателя) в банках налоговый орган владеет, поскольку как сами организации (индивидуальные предприниматели), так и банки обязаны сообщать эту информацию в налоговый орган (п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 НК РФ).

Следует отметить, что указанные лица обязаны сообщать в налоговый орган также и об открытии (закрытии) счетов, предполагающих использование в хозяйственной деятельности расчетных (дебетовых) пластиковых карт.

Соответствующий вывод можно сделать на основании постановления Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. № 2942/10.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика, но в размере, необходимом и достаточном для исполнения обязанности по уплате налога. Арест имущества может быть полным или частичным.

Под полным арестом имущества понимается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.

При частичном аресте владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
При осуществлении ареста имущества отчуждение собственности на имущество не допускается.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа и осуществляется с санкции прокурора.

Статья 45. исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

Внимание

НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

При этом, предельный срок на направление в банк инкассовых поручений ограничен годичным сроком на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества (п. 1 ст. 47 НК РФ)vi. Кроме того, в силу п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после вынесения указанного решения.

Взыскание налога с банковского счета организации

НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого НК РФ связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности. Конституционный Суд РФ в определении от 27 декабря 2005 г. № 503О указал, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке). В определениях КС РФ от 5 марта 2009 г. № 470ОО, от 17 декабря 2009 г.

Налоги и право

Российской Федерации; 4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

НК РФ средства административного (налогового) характера: направление налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69) и обращение взыскания на денежные средства на счетах в банках и иное имущество налогоплательщика (ст. 46 и 47). Соответственно, требование об уплате налога в настоящее время рассматривается высшими судебными органами, как мера принуждения.

При этом само по себе неисполнение требования влечет единственное правовое последствие – дает право налоговому органу (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) переходить к последующим процедурам, действительно носящим принудительный характер – к взысканию налога за счет денежных средств на счетах в банках, либо за счет либо иного имущества (через службу судебных приставов–исполнителей).

Взыскание налогов

ПредыдущаяСтр 4 из 12Следующая ⇒ Так, налоговым органом может быть пропущен двухмесячный срок на принятие решения о внесудебном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках или годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества. В соответствии с п. 3 ст. 46, п. 1 ст.

47 НК РФ решения о внесудебном взыскании, принятые после истечения указанных сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Иными словами, при пропуске указанных сроков у налогового органа в силу закона происходит переход от права на внесудебное взыскание к праву на судебное взыскание.

Взыскание налога с организаций производится в судебном порядке если сумма недоимки более

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размеру пени, начисленной на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены в случае неисполнения этого требования налогоплательщиком. Решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении 60-дневного срока недоимка по налогам может быть взыскана с организаций в судебном порядке и налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающихся к уплате сумм налога.

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.

10 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Источник: http://1privilege.ru/vzyskanie-naloga-s-organizatsij-proizvoditsya-v-sudebnom-poryadke/

Ст. 46 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Как производится взыскание налога с организации

Ст.

46 НК РФ регулирует процедуру принудительного взыскания с российских налогоплательщиков налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за счет средств, размещенных на банковских счетах, а также аккаунтах электронных платежных систем. Некоторые из положений данной статьи, а также специфика самой процедуры взыскания порождают острые вопросы в адрес законодателя со стороны российского бухгалтерского и налогового сообщества.

Какие механизмы устанавливает ст. 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)?

Какие счета ФНС не имеет права рассматривать как источники погашения долга по статье 46 НК РФ?

Законно ли формирование инкассового поручения до истечения срока погашения долга?

Как ФНС взыскивает долг с банковского счета ликвидируемой компании?

Можно ли плательщику обжаловать требования ФНС и инкассовые поручения?

На каком основании можно оспорить требование ФНС об уплате налога?

Могут ли налоговики взыскать долг с плательщика, если они пропустили процедурные сроки?

Какова минимальная сумма долга, которую налоговые органы готовы взыскивать с плательщиков?

Если долг взыскивается с нескольких плательщиков одновременно, то с кого именно в первую очередь?

Как взыскивается долг с плательщика, входящего в группу компаний?

Что приоритетнее для ФНС — взыскание долга через банк или за счет имущества плательщика?

Какие механизмы устанавливает ст. 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)?

Прежде чем изучать сложные вопросы из области правоприменительной практики, исследуем сущность алгоритма, предусмотренного ст. 46 НК РФ, в соответствии с которым ФНС взимает долги по платежам в бюджет.

Статья 46 НК РФ устанавливает механизм, посредством которого ФНС может взыскивать с плательщиков долги по налогам, страховым взносам и штрафным санкциям посредством безакцептного (не требующего согласия) взимания соответствующих денежных сумм с банковских и электронных счетов должников в статусе юрлиц, ИП либо налоговых агентов.

Процедура, о которой идет речь, инициируется ФНС посредством отправки в банк инкассового поручения на списание со счета плательщика денежных средств в установленной сумме и их перечисление в бюджет. Однако этому предшествует ряд иных действий налоговой службы.

Подробнее об инкассовом поручении — в материале «Инкассовое поручение — это…».

Выявив налоговую недоимку, ФНС прежде всего обязана информировать налогоплательщика о данном факте и потребовать уплаты долга без инициирования процедуры принудительного взыскания.

Ведомство должно сделать это, направив плательщику требование по установленной форме и указав в нем предельный срок расчета с бюджетом.

Если налогоплательщик не выполнит предписание ФНС в течение 2 месяцев по окончании соответствующего срока, ведомство вправе обращаться в банк в порядке ст. 46 НК РФ.

Подробнее о последствиях выявления ФНС налоговых недоимок читайте в статье «Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?».

Перед тем как направлять в кредитно-финансовую организацию инкассовое поручение, ФНС обязана вынести решение о взыскании по установленной форме, утвержденной приложением 4 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

В общем случае инкассовые поручения направляются на расчетные счета плательщиков. Если денежных сумм на них для погашения долга недостаточно, ФНС может инкассировать также и лицевые счета налогоплательщиков. Но есть счета, которые налоговики не вправе рассматривать как ресурс для погашения долга.

Какие счета ФНС не имеет права рассматривать как источники погашения долга по статье 46 НК РФ?

Как мы отметили выше, в ст. 46 НК РФ указаны конкретные типы счетов, на которые ФНС может направлять инкассовые поручения с целью взыскания задолженности налогоплательщика: расчетные, а в некоторых случаях личные. Означает ли это, что ФНС не вправе задействовать как ресурс для взимания долга иные счета?

Да, это так. В числе счетов, не подлежащих инкассированию в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, — металлические, которые используются с целью учета операций с различными ценными металлами. Данные счета не предполагают размещения собственно денежных средств.

Другой тип счетов, которые не могут быть использованы в качестве источника средств при взыскании долга, — ссудные. Они задействуются с единственной целью — для расчетов с банком, в котором открыты данные счета, по кредиту.

Еще один тип счетов, взимание налоговых задолженностей с которых невозможно, — транзитные.

Их банки открывают налогоплательщикам исключительно в дополнение к валютным счетам — главным образом с целью временного размещения средств перед конвертацией в нужную национальную денежную единицу.

Транзитные счета, как правило, открываются без заключения с клиентом каких-либо договоров и уведомления ФНС. Налоговики, таким образом, могут и не располагать данными о них.

Отметим, что ФНС также не вправе направлять инкассовые поручения на действующие депозиты (п. 5 ст. 46 НК РФ). Но как только срок размещения денежных средств плательщика на депозитах заканчивается, налоговики могут обязать банк перечислить их на расчетный счет, после чего распорядиться о зачислении средств в бюджет в счет погашения долга.

Законно ли формирование инкассового поручения до истечения срока погашения долга?

Положения ст. 46 НК РФ прямо не запрещают ФНС направлять в банк распоряжения о взимании денежных средств со счетов должника до того, как истечет срок погашения задолженности, установленный в требовании ФНС. Многие территориальные представительства ведомства, к неудовольствию налогоплательщиков, делают это. Считают ли суды подобные действия налоговиков правомерными?

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/st_46_nk_rf_2017_voprosy_i_otvety/

Юр-консультант
Добавить комментарий